alexey_x (alexey_x) wrote,
alexey_x
alexey_x

Category:

Что ждёт нас по ту сторону жизни?

«Вы, христиане, верите, что только вас в рай пустят, а все остальные будут гореть в аду! И что это у вас за Бог такой – знает, что большинство людей априори обречены на погибель – и всё равно позволяет им рождаться, заблуждаться и грешить, а потом карает?!» Подобного рода недоумения и упреки приходится слышать многим верующим в Христа людям. А ведь, правда, неужели даже очень хорошие люди, если они были атеистами, некрещёными или «неправильно» верили в Бога – не спасутся? И что на самом деле думает о том, что всех нас ждёт по ту сторону жизни православное христианство?

Предсмертные видения

Моего друга, фоторепортёра Андрея во время ночного визита к обитателям вокзального «дна» ограбили и почти убили бомжи-уголовники. В реанимации он пережил клиническую смерть. В минуты пребывания за чертой жизни его душа путешествовала по больнице, проходила сквозь стены и перекрытия этажей, видела лица людей, с которыми ему впоследствии удалось познакомиться. Ему было хорошо и легко. После такого заглядывания в загробный мир, Андрей перестал бояться смерти…

Большинство из тех, кто побывал за порогом смерти, могут поделиться удивительными видениями, оставившими у них неизгладимые впечатления. И далеко не всегда их можно объяснить галлюцинациями и фантазиями мозга. Ведь многое из увиденного находит подтверждение в реальной жизни.

Интересный случай описывает профессор Алексей Осипов. Его друг и сосед, учитель из Сергиевого Посада Сергей Журавлев тяжело болел тифом, и 1 мая 1933 года пережил клиническую смерть. Душа его перенеслась из больницы к друзьям, весело выпивавшим на природе. Затем он посетил возлюбленную и увидел, что она общается с другим молодым человеком, и их отношения явно большие, чем просто дружеские. После этого он очнулся в палате в тот момент, когда его тело уже собирались отвозить в «мертвецкую». Он быстро пошёл на поправку, а после выписки началось самое интересное. Друзья действительно праздновали 1 мая и с удивлением подтвердили услышанные им темы их бесед. А его девушка и вправду оказалась неверной, за время, пока он болел, у неё появился новый кавалер.

Но как же полутруп мог узнавать о происходящем далеко за пределами больницы? Выходит, что душа способна существовать отдельно от умирающего тела! Известный французский философ Анри Бергсон говорил, что наш мозг - это всего лишь «телефонная станция», которая передает и получает, но не является источником информации. Идею о том, что мозг - передаточный механизм, а не генератор сознания, ныне разделяют и не зацикленные на материалистических догмах учёные.

Среди книг, описывающих посмертные видения, в народе наиболее известны труды доктора Раймонда Моуди. Однако ещё больший интерес представляют собой исследования доктора медицинских наук, профессора кардиологии Морица Роолингза, написавшего книгу «За порогом смерти». Он приводит множество рассказов своих пациентов, переживших клиническую смерть. Некоторые их видения могли бы дать фору любому фильму ужасов и заставляют поверить, что ад действительно существует.

Во время реанимации пациента N, тот несколько раз умирал и снова оживал. Как только к нему хотя бы на несколько мгновений возвращалось сознание, он пронзительно кричал: «Я в аду!» и просил не переставать делать ему массаж сердца (кстати, это весьма болезненная процедура) и не давать ему возвращаться в тот ужас, который он испытывал в моменты, когда сердце останавливалось. Больной готов был перенести всё что угодно, только бы не умереть окончательно.

Не только N, но и немало других спасённых пациентов делились с доктором впечатлениями об ужасных огненных озерах, страшных чудовищах и невыносимых переживаниях и страданиях души, попавшей в иную форму жизни. Занявшись серьезным исследованием подобных случаев, Роолингз стал расспрашивать на эту тему коллег, и оказалось, что в их практике немало подобных фактов. Адские видения посещали менее половины его пациентов. И любопытный момент: тяжкие посмертные муки выявлялись практически у всех спасённых самоубийц.

Большинство побывавших «на том свете» пациентов кардинально поменяли свою жизнь в позитивную сторону и стали более нравственными и духовными людьми. Да и сам Роолингз, бывший в начале своей медицинской карьеры атеистом, не смог остаться равнодушным к откровениям подопечных и искренне поверил в Бога и вечную жизнь.

Приветы с того света

Известно немало примеров, когда умершие люди давали о себе знать живым, и даже помогали. Интересный случай произошёл со студентом духовной академии Юрием Смирновым в середине 60-х. Он пришёл на экзамен плохо подготовленным и очень боялся провала. Разглядывая висящие на стене портреты давно умерших ученых и богословов, преподававших в академии, Юра попросил одного из них помочь ему сдать экзамен. Помощь оказалась настолько явственной и реальной, что экзамен он сдал на «отлично» и запомнил этот случай на всю жизнь. Ныне бывший студент известен как архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. А тот, кто ему помог - был митрополитом Филаретом (Дроздовым). В 1994 году его канонизировали в лике святых…

…Священник отец Владимир был разбит и морально уничтожен двойной трагедией – у него умерла горячо любимая жена и, немного погодя, погиб в аварии обожаемый им внук. Несколько месяцев он пил с горя, погружаясь в трясину алкоголизма. Но однажды к нему пришла прихожанка, с большим волнением рассказавшая ему о своём видении. Ей явилась умершая жена батюшки и стала угощать водкой. А на недоумённый вопрос: «Что с тобой? Ведь ты же никогда не пила при жизни!» она ответила: «Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством!» Это откровение настолько потрясло Владимира, что он навсегда завязал. Вскоре он принял монашество и впоследствии стал епископом и уважаемым, любимым в народе пастырем – отцом Василием (Родзянко).

Помощь со стороны ушедших в мир иной – вполне очевидная реальность. Немало моих знакомых рассказывали, как во снах и видениях им являлись умершие родители или супруги, и давали очень важные советы, предостерегали, или даже в критический момент спасали от смерти. Как правило, такие потусторонние помощники при жизни были духовными добропорядочными верующими людьми. Уходя в иную реальность и становясь ближе к Богу, они получают возможность ходатайствовать за нас перед Ним.

Загробные мытарства

Но ещё чаще именно наша молитвенная помощь оказывается нужна как воздух умершему человеку. Особенно в период первых 40 дней с момента смерти, пока душа, согласно православному преданию, проходит загробные мытарства.

По мнению многих отцов Церкви, в первые дни душа имеет возможность посещать милые сердцу места, видеть родных и любимых. С третьего дня, обычно совпадающего с похоронами, начинается «сдача экзаменов». Очень важным для определения участи оказывается то, какие добрые свойства приобрел человек во время земной жизни, к чему высокому и доброму стремился, каким идеалам служил, и пытался ли бороться со своим внутренним злом. Душе показывают рай и она проходит перед лицом всех добродетелей (любовь, долготерпение, милосердие, кротость, целомудрие и т.д.) и на их фоне видит свою сущность реально, без прикрас. Для многих всё это оказывается настоящим шоком саморазоблачения и осознания собственной ничтожности.

Для добрых праведных совестливых людей испытания заканчиваются – они избегают дальнейших мытарств и суда, и переходят в блаженную вечность. Но увы, для большинства людей такой лёгкий исход невозможен. Начиная с 9-го дня, почившему показывают ад, и ему приходится держать ответ за всё то нераскаянное зло, что он совершил. Во время такого экзамена душу одолевают и изматывают инфернальные сущности, и сей процесс может быть невыносимо ужасным и болезненным.

Известно немало книжек и фильмов, рисующих мытарства и адские муки грешников в лубочных жутких красках и образах. Разумеется, воспринимать их буквально – нельзя, а относиться к ним можно лишь как к намёкам и аллегориям того, чего невозможно передать человеческими словами и понятиями.

К 40-му дню «экзамены» заканчиваются, и полностью познавшая себя душа в соответствии с собственным духовным состоянием соединяется или с Богом, или с миром падших духов. Этот момент считается частным судом Божьим, на котором определяется «место» пребывания человека до Страшного суда.

Впрочем, и после этого человек нуждается в молитвах Церкви и всех, кто его знал и любил. Не попавшим в рай они служат утешением и подают надежды на возможную будущую «амнистию». Молитвы очищают души и облегчают страдания, духовно приобщают к Богу, принося пользу и тому, за кого молятся, и самому молящемуся.

Чтобы от таких молитв был реальный эффект – нужно много духовно трудиться и стараться избегать грехов, загрязняющих душу. Если за усопшим имелась не преодолённая опасная страсть, отмаливающий его человек может многого добиться, если искоренит эту страсть в самом себе.

Знаю мать, у которой погиб единственный сын. Вскоре он явился ей во сне и пожаловался, что ему «там» очень-очень плохо. И особенно – за то, что в жизни он многих считал врагами и постоянно всех осуждал. По совету священника, мать взяла на себя настоящий духовный подвиг. Помимо поста и молитвы, она старалась искоренить страсть осуждения в собственной душе. У всех попросила прощения, со всеми примирилась, и настолько положительно изменилась, что все её знакомые были поражены. В следующем сне сын сказал, что ему стало полегче, но просил не оставлять борьбы за его душу. Мать ушла в монастырь и стала монахиней. Можно быть уверенным на 100% - с такой силой материнской любви сына она непременно вымолит!

Кстати, примеров вымаливания погибших душ из ада в предании Церкви имеется немало. Один из наиболее ярких и удивительных – случай из жития святителя Григория Двоеслова. Изучая историю, он проникся жалостью и сочувствием к императору Траяну (+117), слывшему одним из ярых гонителей христиан. К сожалению, христианство Траян не понял и не воспринял, и был излишне суров с людьми, которые считались «опасными сектантами» и «государственными преступниками». Но в то же время он был одним из самых лучших, честных и справедливейших правителей Римской империи. Особенно Григория тронул случай, когда Траян лично защитил и спас погибающую в нищете и отчаянии бедную вдову. Святитель много лет усердно слёзно молился за спасение его души. И ему было в видении открыто, что молитва его принята, и Траян спасён. Подобные удивительные примеры дают реальную надежду тем, чьи близкие умерли вне веры или нераскаянными грешниками.

Некрещеных – в ад?

Некоторые радикально мыслящие священники искренне верят, что все некрещёные – автоматически и навеки попадут в ад, даже самые добрые и совестливые. А заодно с ними туда же отправятся и представители неправославных конфессий, неправильно молящиеся Христу.

Отдельные умники договариваются до совсем уж зверских идей: в адскую топку пойдут даже невинные младенцы, если они не сподобились таинства крещения. Трудно придумать более мерзкой карикатуры на Православие, чем подобные лишённые логики и рассуждения взгляды, рисующие Бога неумолимым монстром и законником.

Рассудим логически. На земном шаре ныне проживают свыше 6 миллиардов человек, и из них на каждые 100 человек – от силы всего 3-4 православных, а то и того меньше, если считать реально верующих. Подавляющее большинство жителей планеты - вообще не относятся к христианам. Так неужели добрый и милосердный Господь, в которого верят христиане, заведомо зная, что миллиарды людей каждого поколения погибнут, дал им жизнь лишь для того, чтобы подвергнуть бесконечным адским мукам? Подобная концепция выглядит чудовищно и омерзительно, она делает из Бога или бесконечную воплощенную злость, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощенное бессилие и слабоумие.

Разумеется, всё это не так. И опровергают подобный бред многие великие святые. Например, Исаак Сирин: «Не для того милосердный Владыка сотво­рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг­нуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил…»

Понятно, что души всех невинных детей, в т.ч. младенцев нехристианских народов ни в какой ад не пойдут. Все они спасены Жертвой Христовой. А некоторые из них, например, убитые по приказу Ирода Вифлеемские младенцы не просто спасены, а возведены Церковью в лик святых мучеников. Возможно, что для Бога святыми мучениками являются и миллионы младенцев, ежегодно истребляемые при помощи абортов. Однако родителям-иродам от этого не легче, и спасти их от лютых вечных мук совести сможет только деятельное раскаяние в земной жизни.

Многие православные святые полагали, что и для некрещёных взрослых не всё потеряно. В частности, святой Иустин Философ говорил, что по-настоящему добрые люди после смерти признают Христа и через него спасутся. А преподобный Нектарий Оптинский считал, что даже «…простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, Его волю - спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет».

Как считают большинство богословов, до Крестной Жертвы и воскресения Христа души людей в рай вообще не попадали. Для праведных и добрых существовало некое умиротворённое место, в котором не было мучений, но и не было полноценного райского счастья и возможности наслаждаться единением с Богом. В притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) его называют Лоном Аврамовым.

Не исключена вероятность, что и поныне существует нечто подобное для достойных представителей иных религий и верований или тех добрых людей, кто в земной жизни не нуждался в Боге и не способен воспринять Его после смерти. Впрочем, даже спокойное, мирное существование в вечности без Бога и Его благодати и любви для человека, привыкшего жить исключительно земными целями и наслаждениями, и полностью лишённого их в загробном мире - может показаться тоскливым адом.

Вечны ли адские муки?

Идеи посмертного наказания грешников существуют почти во всех религиях, и христианство тут не исключение. Однако лишь лучшие духовные мыслители православия смогли максимально приблизиться к пониманию сущности ада, который прежде воспринимался исключительно как место наказания и вечного мучения, где не попавших в рай мучают огнём и подвергают всевозможным безчеловечным пыткам.

Загробное состояние человека определяется не по закону воздаяния, а по закону совести. Земную совесть можно заглушить или даже убить, но после смерти всё это непременно аукнется, и именно она станет для человека самым страшным судьёй и мучителем. Там, перед Богом, ангелами и людьми откроются как на ладони все наши дела, мысли и чувства. Невыразимо больно и стыдно будет тем, чьи души изуродованы лукавством, безсовестностью и низменными страстями. Человеческая душа, отвергшая Любовь Божию и погрязшая во зле будет мучиться одиночеством, невероятно болезненными не прекращающимися угрызениями совести и тоской. Особую боль будут причинять не преодолённые страсти, которые уже невозможно будет утолить. Например, алкоголик, безнадёжно мечтая снова выпить, будет пребывать в состоянии постоянного мучительнейшего «похмелья». А гуляка и развратник будет изнывать от неутолённой похоти, рвущей его душу на части. И подобным мучениям не будет ни конца, ни края. Именно этим и страшен грех, что он рождает в душе человека страсти, которые после смерти станут для него чем-то вроде неугасимого адского пламени.

Кстати, у многих святых отцов можно встретить интересное предположение, что ада, как некоей отдельной территории… вообще не существует. А на самом деле в загробном мире всё пронизано Божьей Любовью и Светом. Вот только реакция человеческой души на всё это может быть разной. Хорошо подготовившемуся в земной жизни доброму и праведному человеку единение с Богом доставит радость и наслаждение. А почерневшей от нераскаянных грехов душе наоборот, будет очень больно и тошно, и она будет стремиться отойти куда-нибудь подальше от Бога, спрятаться от Него «во тьме внешней». Попробуйте жарким летним днём вытащить на яркий свет крота или глубоководную рыбу. Душа человека, неготового к богообщению, на том свете будет чувствовать себя несоизмеримо хуже, чем несчастные рыбы и кроты, опаляемые солнцем.

Грешник может мучиться вечно, потому, что Бог будет вечно его любить, а ответить взаимностью тот не сможет, абсолютное добро будет причинять боль злой душе. Именно из-за всего этого христианство, будучи религией любви, взывает к каждому человеку: стремись жить по совести и правде, не греши и думай о грядущей вечности! А заповеди, которые желательно исполнять – не приказ «сурового Начальника», за неисполнение которого последует наказание, а предупреждение об опасности безнадёжно искалечить, изуродовать собственную душу.

Один из ярких синонимов ада – геенна огненная, символизирующая огонь, в котором сгорает любая нечисть. Данный образ подаёт надежды, что геенна – не эдакая вечная камера пыток, а своего рода «очистительная лечебница» для падших душ. А горение в «пламени» вечной Божьей Любви не будет безконечным, хоть и покажется настоящей вечностью. Возможно, всё злое в каждой душе когда-нибудь будет «выжжено», и если после этого что-то останется – человек получит шанс соединиться с Богом и узнать счастье пребывания в вечном раю. Подобные намёки можно встретить даже у апостола Павла: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3; 13-15)

Величайшие отцы Церкви, такие как святитель Григорий Богослов, преподобные Исаак Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Лествичник и Силуан Афонский высказывали надежды на то, что геенские мучения могут быть временным, лечебно-педагогическим средством воздействия на падшие души. А святитель Григорий Нисский даже разработал подробное учение об Апокатастасисе - всеобщем восстановлении и спасении по милости Всеблагого Бога.

Однако подобные надежды не должны служить для нас поводом жить «кое как», надеясь на посмертное снисхождение. Испытать на своей душе адские муки – это несоизмеримо ужаснее и невыносимее, чем здесь, на земле, попасть в лапы самого безжалостного маньяка-мучителя. От такой легкомысленности людей издавна предостерегали многие святые. И нетрудно понять, почему на V соборе святых отцов идею о всеобщем спасении забраковали и отвергли большинством голосов. Стань эта добрая надежда догматом - большинство людей сложило бы руки и ничего не стало бы делать для своего спасения. И вместо миллионов прославленных и не прославленных святых мы получили бы легионы бездуховных раздолбаев и лентяев. Так уж устроена человеческая натура, что без страха наказания и вечных мук мало кто хочет и может позитивно меняться и работать над собой.

Кончится же земная история Страшным судом, на котором подведётся итог земного и посмертного духовного пути каждого. Причём окончательное решение о судьбе каждой личности – быть с Богом или навсегда уйти от Него и остаться «вне» Царства Небесного скорее всего будет принимать не Он, а сами души людей. Тому, кто этого не захочет, Христос навязываться не станет. Вероятно, что особо озлобленным душам не поможет и геенна, и нарушать их волю и свободу Бог не будет.

Ну а все, кто сделают правильный выбор – обретут новые безсмертные тела и будут жить в обновлённом гармоничном совершенном мире, где не бывает ни печали, ни страданий. В единстве друг с другом и со своим Творцом, в безконечном счастье, радости и любви.

                            

Tags: православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments